Каждый руководитель иногда задается вопросом «А хороший ли я босс?». Рассмотрим, почему это может быть не так, как найти ответы на этот вопрос и избежать типовых ошибок менеджера любого уровня, который руководит работой коллег.
5 главных ошибок руководителя
Немало людей стремятся занять кресло главного руководителя и мало кто задумывается над тем, каково быть боссом. На самом деле недостаточно просто занять место руководителя, важнее усидеть в нем. Конечно, можно перечитать множество книг по управлению или посетить различные мастер-классы, но это не значит, что проблемы обойдут вас стороной. Ошибаться свойственно каждому из нас, и сегодня мы рассмотрим, какие ошибки чаще всего совершают менеджеры: топ-5 ошибок боссов. Разберем причины проблем, и, как говорилось на моем Мастер-классе, обсудим, почему рыба гниет с головы, а в данном случае — с ваших действий и решений руководителя. И, конечно же, рассмотрим, как эти проблемы решить. Итак, чаще всего встречаются следующие ошибки:
- отсутствие делегирования (я сам!);
- лишение сотрудников возможности выполнить работу самостоятельно (я всем помогу!);
- нарушение организационной иерархии и субординации (мы все на равных);
- отсутствие приоритетов (важно всё!);
- некорректная постановка задач сотрудникам (сам придумай, как это сделать).
Разберем каждую ошибку подробно, рассмотрим их последствия и способы решения этих проблем.
Ошибка 1. Я САМ
Каждый второй руководитель попадается на эту удочку, считая что все может сделать все лучше своих сотрудников. «Лучше я сам сделаю, зато потрачу меньше времени на исправление ошибок работников, и не буду беспокоиться, что что-то где-то пойдет не так». Но вы здесь не для этого! Задача руководителя — руководить процессом. Каждый должен заниматься своим делом. Усвойте простое правило: не делайте того, что можно поручить другому.
Последствия: В результате этой ошибки у руководителя нет свободного времени. А работники не понимают, отчего он все время напряжен, но при этом довольны уменьшением работы и даже не подозревают, насколько сильно перерабатывает их руководитель. Через 6-9 месяцев такой тактики Вы будете измотаны и станете тихо ненавидеть подчиненных.
Решение: Поймите, что Ваша работа – развивать работников. Для этого они обязаны получать задачи, обратную связь по их выполнению и переделывать задачу, пока она Вас не устроит. Да, на это уходит больше времени, чем Вы потратили бы сами. Но только так можно обучить персонал трудиться отменно, иначе для чего он Вам? Учение, безусловно, свет, но он не может длиться безгранично. Через какое-то время коллега должен показать свой прогресс. Если же Вы видите, что прогресса никакого нет, то вполне вероятно, это не Ваш коллега. Договоритесь, что коллеги обращаются к Вам с загвоздками, которые отчаялись решить самостоятельно. Спросите, какие функционирования они уже сделали, дабы прояснить обстановку? Какие пути решения они видят еще? Пусть они по результату разговора сделают резюме своих предстоящих действий. Проконтролируйте исполнение договоренностей.
Ошибка 2. Я Всем Помогу
Так Вы оказываете сотрудникам медвежью услугу и, в итоге получаете неэффективный коллектив. Менеджером движет порядочный посыл: я помогу сотруднику, покажу, как нужно решать задачу, а он после будет делать так же. Но на практике это не всегда так. Возможные последствия: Проблема появляется, когда демонстрация верного поведения становится непрерывной. Так начальник считает, что работник не сумеет продать без него, а работник привыкает сваливать трудные ситуации на администратора. Продавцы начинают упускать заказчиков, если начальника нет рядом. Ведь они привыкли, например, что руководитель дожимает продажи за них.
Решение: проговорите с работником план улучшения. Узнаете, какие сложности у него появляются, например, при продаже? Договоритесь, что в трудном случае Вы ему поможете, а после оказанной помощи обсудите с работником, какие функционирования содействовали продаже. Договоритесь с сотрудником, что с дальнейшим заказчиком он будет функционировать по-новому алгоритму, и не влезайте в работу с дальнейшим заказчиком. Да, коллега может утратить его. Лучше потерять одного заказчика, но зато Вы поймете, отчего работник нарушил договоренности и как это исправить, чем допустить, что сотрудник утратит десятки заказчиков, когда Вас не будет рядом.
Ошибка 3. МЫ все на равных
Часто начальники хотят расположить к себе персонал, пытаясь всем угодить и подстроиться под каждого. В данном желании ничего плохого нет, но могут появиться определенные трудности.
Последствия: Проблема появляется, когда стираются все правила работы, начиная от дисциплины и заканчивая исполнением задач. Работники садятся на шею и уже не видят проблемы в своих нарушениях: “Кому ужаснее, если я припоздаю на 5/10/15/30 минут?”. Авторитет начальника падает из-за бесконечных уступок.
Решение: дабы не допустить анархию, обсудите с подчиненными, какая система работы им будет лучше подходить. Так Вы поспособствуете началу доверительного диалога и осознаете, почему работники сердиты. Обозначьте, какие пожелания могут быть исполнены, а какие противоречат целям отдела и организации. Расскажите, что Вы сделаете, чтобы решить нынешние трудности. Договоритесь о правилах, по которым коллектив будет трудиться.
Ошибка 4. Важно ВСЁ
Руководитель устанавливает премию в организации в зависимости от реализации 10-15 различных показателей. Например, продажи 3-5 основных продуктов, 5-7 дополнительных продуктов, показателей обслуживания, осуществление административных задач, отсутствие претензий и другое. В итоге сотрудникам становится неясно, за каким KPI гнаться первым.
Последствия: Работа без фокуса снижает производительность работников. Наш мозг может удерживать и трудиться не больше, чем с 7 задачами, остальные будут отложены. Если значимы все показатели и любая задача, то коллеги обязаны трудиться в состоянии непрерывного тушения пожара. Отделы с такой постановкой задач – нескончаемые заложники “красной зоны”: при том, что по некоторым позициям будет достигнут рост показателей на 5-10% в месяц, по остальным KPI все равно будет понижение.
Решение: Если Вы проседаете по нескольким показателям, то выделите 1-2 приоритетных, на которых следует сосредоточиться. Начните трудиться с сотрудниками именно по ним. К примеру, Вы решили в 1-ю очередь увеличить продажи дополнительных продуктов, значит, установите цель: к примеру, продавать к любому телефону 3 аксессуара. Расскажите работникам, какие аксессуары можно продать к какому телефону, как их лучше предложить. Наблюдайте за работниками и корректируйте их действия, пока они не привыкнут продавать их на автомате. Когда это случилось, берите в работу следующий показатель. Такая фокусировка помогает за 30 дней нарастить 20-30% в одном из показателей и не опустить остальные.
Ошибка 5. Сам придумай, как это сделать
Руководитель не проговаривает работнику, как сделать задачу. Для начальника может быть ясно, как её исполнить, потому что он сталкивается с ней повседневно. Ему кажется, что это знают все. Либо он дает работнику задачу, без собственного плана действий.
Последствия. Допустим, Вы раздаете работникам задачи обзвонить по двадцать компаний в день, дали профиль возможного компаньона. То есть только обозначили число звонков и кому звонить. Они это и сделают, только при необходимом числе звонков, план по привлечению отдел не исполнит. А между собой они обсудят: “пусть сам привлечет, а то придумать задачу мы все можем, а вот сделать – нет”.
Решение. Можно реализовать иную стратегию. Например, руководитель отдела сам обзвонил некоторое число компаний, откорректировал профиль клиента, на собрании с работниками поделился своим опытом, набросал с ребятами скрипт, который сумеет зацепить. Это помогло уменьшить сопротивление работников от новой задачи и разрешило заключить огромное количество договоров.
Вместо заключения
Просто начальник отличается от лидера тем, что может лишь произнести красивую речь о важности задачи, но не дает сотрудникам реальной помощи и работающего совета. Опытный руководитель развивает своих сотрудников, чтобы они росли вместе с ним. Не все рождаются с лидерскими качествами, но их можно развить и исправить все ошибки. Самое главное — это начать с себя. Как это сделать, вы узнаете на наших курсах по навыкам управления.